Тренченковы и компания: аферисты с большой дороги

Автор: | 24.06.2019

Долгое время «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО) казалась незыблемым оплотом, которой не страшны никакие потрясения. Компания со стопроцентным участием правительства Иркутской области считалась (и вполне заслуженно) одной из основных «кормушек», через которые проходили миллиарды рублей бюджетных средств. И охраняли ее, как настоящую дойную корову.

Бороться с ДСИО считалось бесполезным. Фирма выигрывала все «вкусные» тендеры, на которые уходили многие миллионы, «осваивала» их и в результате выдавала некий неудобоваримый продукт, заслуженно подвергавшийся критике. Однако — «крыша» в лице правительства Иркутской области и штат сильнейших юристов делали свое дело. ДСИО отбивало все обвинения в судах, а где не могла — там шел в дело административный ресурс.

Поэтому, когда был арестован один из топ-менеджеров ДСИО Павел Тренченков, лоббисты в правительстве Иркутской области попытались по-быстрому замять дело. Однако — не удалось. Делом заинтересовалась Москва, «сверху» было приказано довести его до конца. Под главным куратором ДСИО, заместителем губернатора Иркутской области Дмитрием Чернышовым, заметно пошатнулся асфальт.

Суть дела очевидна и банальна для коррумпированной России. Павел Тренченков, заместитель генерального директора ДСИО по снабжению и коммерческой деятельности, в 2016 году предоставил от лица ДСИО коммерческие предложения компаниям, аффилированным его отцу, Вячеславу Тренчикову. В результате руководство ДСИО закупило оборудование у данного поставщика по завышенной стоимости. Бюджету Иркутской области это нанесло ущерб на сумму более 12 миллионов рублей.

Есть все основания полагать, что эта махинация — обычная практика не только для ДСИО, но и для многих подобных структур в стране. При миллиардных сделках ДСИО, 12 миллионов — это капля в море. Но для правоохранительных органов главное — прецедент.

Руководство ДСИО немедленно отреклось от Павла Тренченкова, заявив, что преступление было его личной инициативой, он «случайный человек» в структуре, и ДСИО тут вообще ни при чем. Однако есть не лишенное оснований мнение, что это не так, а в ДСИО на самом деле выстроена стройная система отмывания денег и вывода из в частные руки.

Давайте посмотрим внимательнее, кто такой Павел Тренченков и как он связан с остальными людьми в ДСИО.

Сам по себе Павел Тренченков, с точки зрения бизнеса и дорожного строительства — абсолютное ничтожество. Ему 28 лет, должность заместителя директора ДСИО он получил в 2015 году, сразу после жёсткого передела всей компании, осуществленной Дмитрием Чернышовым. Это типичное подставное лицо, единственная функция которого — послушно исполнять приказы сверху. Правда, на него зарегистрированы несколько фирм: ООО «Металлон+», ООО «Диана» и уже ликвидированная полиграфическая фирма «Приамурье». Любопытный факт: ООО «Диана» возглавляет некто Михаил Черниговский — родной брат директора ДСИО Максима Черниговского, а в соучредителях числится Светлана Черниговская — жена директора ДСИО.

А вот отец Павла Тренченкова, Вячеслав Тренченков, у которого и было закуплено оборудование — это как раз ключевая фигура в этой истории.

Вячеслав Тренченков родился в 1961 году в Ангарске, работал в местном УВД. К 1998 году Вячеслав Тренченков дорос до должности начальника отделения УВД Юго-Западного округа Ангарска, однако в возрасте 36 лет был уволен из органов и оказался в тюрьме. За что конкретно — история умалчивает, однако в заключении он оказался по статье 116 УК РФ — «Побои». Кого мог избить молодой начальник отделения милиции — легко догадаться. Уж точно не жену. Напомним, что в 90-е годы на избиения задержанных милиционерами обычно закрывали глаза, и если начальник отделения оказался под следствием — значит, совершил он что-то совершенно неприемлемое.

После выхода на свободу бывший милиционер недолго оставался безработным. Слишком много у него было хороших знакомых — в том числе экс-прокурор и заместитель мэра Ангарска Дмитрий Чернышов, ангарский прокурор Андрей Некрасов, депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Левченко, мэр города Леонид Михайлов, местный авторитет Дато Татулашвили и руководитель Ангарского управления строительства Виктор Середкин. Именно они в 2004 году сделали бывшего заключенного Вячеслава Тренченкова гендиректором ООО «Сибмонтажавтоматика».

Бизнес-партнером Вячеслава Тренченкова стал еще один ключевой персонаж — директор ДСИО Максим Черниговский, друг детства Дмитрия Чернышова и Андрея Некрасова. Вместе Черниговский и Тренченков создали несколько коммерческих предприятий, занимающихся преимущественно сдачей офисных помещений в аренду — «Каскад», «Аркада», «Южный Урал» и другие. Для ухода от налогов часть фирм была зарегистрирована в других регионах России. Вячеслав Тренченков входил в состав совета директоров ОАО «Дорожная строительная компания 156», директором которой был Максим Черниговский.

ДСК-156 — очень непростая компания. Ее учредитель — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а ее обороты исчисляются цифрой с многими нулями. Стать директором такой организации просто так, с кондачка, невозможно. Нужно отдать должное пробивным способностям друзей Черниговского, которые смогли это проделать эту операцию.

Отметим, что после назначения директором ДСИО, Максим Черниговский вышел из числа соучредителей всех компаний, а на его месте оказалась его супруга Светлана.

В 2004 году Вячеслав Тренченков предложил Черниговскому хорошее место директора в проектом институте «СибПроектМонтажАвтоматика». В 2007 году Максим Черниговский стал директором дочерней фирмы «Сибмонтажавтоматика» — автотранспортного предприятия «СибМА». А заодно — и доверенным лицом Вячеслава Тренченкова. Заместитель мэра Ангарска Дмитрий Чернышов, занимавшийся вопросами недвижимости и строительства, прикрывал своих другой со стороны властей. Андрей Некрасов делал это со стороны прокуратуры. Бывшие коллеги Тренченкова — со стороны милиции. В группировку входил еще один персонаж — Вячеслав Сухорученко, ныне министр имущественных отношений Иркутской области.

Еще одна интересная ниточка — это ООО «Фарт», по сей день содержащее несколько ресторанов и кафе в Ангарске. Одним из учредителей этой фирмы долгое время был Максим Черниговский, сейчас соучредитель — Светлана Черниговская. А вот второй соучредитель — Татьяна Шаркова, супруга хорошо известного ангарского транспортного воротилы и депутата гордумы Сергея Шаркова.

Во время работы Вячеслава Тренченкова в «Сибмонтажавтоматике», Максим Черниговский познакомил его с опытным юристом Екатериной Фалалеевой — еще одной сокурсницей Дмитрия Чернышова и Андрея Некрасова. Фалалееву приняли на работу. Именно она занималась оперативным сопровождением всего бизнеса Тренченкова-старшего, за что получила долю в некоторых его фирмах. Однако самая известная афера связана с собственной фирмой Фалалеевой, соучредителем которой был Максим Черниговский.

Еще в 1992 году они создали известную в Ангарске фирму «Автосервис». Фирма занималась техобслуживанием и ремонтом автомобилей, что в 90-е годы было «золотым дном». Однако в 2010 году выяснилось, что владельцы фирмы махинировали с налогами и миллионами выводили деньги через фирмы-однодневки. Фирму, которая привлекла внимание налоговой инспекции, попытались обанкротить, но арбитражный суд не признал соответствие признакам банкротства. Для спасения бизнеса юридический адрес фирмы перенесли в Оренбург, а саму фирму переименовали в «Техсервис».

И, как говорится, вишенка на торте. Говорят, что и Тренченков-старший, и Екатерина Фалалеева, и Максим Черниговский тесно связаны с командой Такаландзе-Наумова-Геевского, которые активно махинировали с землями вокруг Иркутска и Ангарска. Мир тесен. Такаландзе в розыске, Наумов и Геевский — под стражей. Тнанченков, Фалалеева и Черниговский — на свободе.

Подведем итог.

Еще с 90-х годов в Ангарске существовала группа бизнесменов, работавших в различных прибыльных сферах и пользовавшихся прикрытием со стороны друзей в правоохранительных органах. Старшим «наставником» в группе был уголовник-милиционер, «оборотень в погонах» Вячеслав Тренченков. В 2015 году одного из участников группы, Дмитрия Чернышова, близкого друга семьи Левченко, назначили заместителем губернатора Иркутской области. На одну из ключевых и денежных должностей, директором «Дорожной службы Иркутской области», он поставил Максима Черниговского, а в помощь ему дал сына Вячеслава Тренченкова.

Естественно, что бизнес в Ангарске не был забыт — более того, он вышел на новый уровень. Основными поставщиками и партнерами ДСИО стали фирмы, входящие в старую бизнес-группу. Благодаря практически полному отсутствию контроля и «крыше» в лице Дмитрия Чернышова и Андрея Некрасова, бюджетные деньги можно было тратить с настоящим размахом.

Однако, как оказалось, всему приходит конец. Вызывает удивление лишь тот факт, что в сфере внимания следствия оказались только отец и сын Тренченковы. Очевидно, что нити тянутся и к другим участникам группы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *