Скандалы вокруг экс-министра лесного комплекса Сергея Шеверды не утихают. Сам министр благополучно сидит, а вот губернатор Иркутской области Сергей Левченко предпринимает все усилия для того, чтобы его из этого заключения вызволить.
14 октября губернатор официально заявил, что несколько лесопатологов (наука не знает такой профессии, но это неважно) сразу из нескольких регионов России заявили, что лес в злополучном заказнике Туколонь действительно заражен, и заказник нужно окончательно вырубить. При этом губернатор не назвал ни фамилии загадочных «лесопатологов», ни их научные звания.
Может показаться странным, что губернатор лично занимается вопросами, которые находятся в зоне ответственности в лучшем случае пресс-секретаря Министерства лесного комплекса. Но в реальности речь не идет о взаимоотношениях губернатора и министра. Это скорее взаимоотношения главаря мафии с нижестоящим и очень нужным членом банды.
Речь идет именно о банде. Сергей Левченко, Дмитрий Чернышов и Сергей Шеверда еще в 2015 году наладили четко работающую цепочку по перекачке лесных богатств Прибайкалья в Китай. Практически вся прибыль остается у них в карманах. Речь идет о миллиардах рублей. Шеверда договорился со всеми руководителями управлений полиции в Зиминском, Тайшетском, Чунском, Нижнеилимском, Иркутском и Ольхонском районах. Те получают свою долю и работают на лесную мафию.
Схема легального вывода леса из-под внимания налоговых органов и Росприроднадзора была отработана Сергеем Шевердой еще в время его работы заместителем руководителя Агентства лесного хозяйства. Существует масса способов, позволяющих нужным фирмам выигрывать тендеры по аренде лесных участков по самой минимальной цене. В первую очередь это жесткие граничные условия тендера, а также его сокрытие в недрах системы госзаказов.
Кроме того, лесная мафия не гнушается и фальсификацией информации. Целые гектары леса объявляются «зараженными», подкупленные эксперты проводят экспертизу (как правило, даже не выходя из кабинета), лес быстро вырубают под видом санитарных рубок и вывозят в Китай.
Система лесников и лесной охраны практически бездействует. Сергей Шеверда является для них прямым начальником и в случае неповиновения может устроить ослушнику большие неприятности. Руководство контролирующих ведомств либо предпочитает ни о чем не догадываться, либо получает свою долю.
Объемы заготовки леса бьют все рекорды и исчисляются десятками миллионов кубометров в год. Законность вырубок никто не проверяет: как уже было сказано, полиция занята только отловом конкурентов и охраной «своих» бригад. В случае поиски конкурирующих «черных лесорубов» на улице Шеверды случается праздник: на задержанных вешается нелегальная вырубка огромных лесным массивов, которые на самом деле вырубаются «своими» бригадами.
Помимо легальных вырубок, объемами которых Шеверда даже гордится, существует гораздо больший объем нелегальных лесозаготовок. Для их легализации во всех райцентрах устроены хорошо охраняемые лесопилки, превращающие сырой лес в брус и доски. После такого превращения брус становится легальным стройматериалом и также продается в Китай.
Формально губернатор Левченко выказывает заботу о лесе и даже несколько раз повторил мантру о чипировании деревьев. Чипирование на самом деле было придумано еще губернатором Борисом Говориным и отложено в сторону ввиду полной нереальности воплощения в существующих условиях. Звучит эта мантра, однако, неплохо, и создает иллюзию какой-то деятельности и Левченко, и Шеверды.
Однако следует отметить, что вопрос о ужесточении контроля за вырубкой леса за четыре года ни разу не поднимался ни правительством региона, ни правоохранительными органами. Никто не решается рубить курицу, несущую золотые яйца. Да и незачем — до недавнего времени в тесной связке с Шевердой было даже руководство федерального агентства лесного хозяйства. Именно через них проходила информация о санитарных рубках и фальшивые цифры по контролю за состоянием лесов. Считается, что руководство агентства регулярно получало взятки от иркутской лесной мафии.
Между тем, по мнению Генпрокуратуры, более половины незаконных рубок леса по всей России приходится именно на Иркутскую область. За 2018 год правоохранительные органы выявили всего миллион кубометров незаконно вырубленных деревьев. Это именно те самодеятельные «черные лесорубы», которые рискуют составить конкуренцию Шеверде и Чернышову. В реальности на территории Иркутской области незаконно вырубается в десятки раз боьше леса.
Всем бизнесом занимались Сергей Шеверда и Дмитрий Чернышов. Сергей Левченко, безусловно, был в курсе всех операций, хотя вряд ли вникал в их детали. Его задачей было отвлечение внимания и перевод общественного мнения в другие плоскости. Известный мастер демагогии, Сергей Левченко с этим успешно справлялся.
Оценить уровень доходов лесной мафии затруднительно. Однако, анализируя суммы тендеров на аренду лесных участков и зная цену на лес при поставках в Китай, нетрудно посчитать, что прибыль составляет не менее пяти тысяч рублей с каждого кубометра. Даже если брать легальные заготовки леса, это 150 миллиардов рублей. Сумма, сравнимая с бюджетом Иркутской области. Учитывая нелегальные лесозаготовки, сумма может быть больше в разы.
Теперь становится понятным и то, зачем Сергей Левченко цепляется за власть, и то, почему он спасает Сергея Шеверду. Ведь по сути он спасает свой отлаженный бизнес — денежный водопад, не требующий никаких вложений.
Теперь у Левченко есть три цели…посадить 5 тыс гектаров леса,вырастить медведя и построить дамбу…
Партия-наш рулевой лесной мафией Приангарья. Вот уж не знала,что Левченко С.Г. занимается такими делами,а у Чернышова теперь понятно, как появилась «жилплощадь» за границей.В тюрьме им место!